"Чээрин" и "Циркач": фильмы 2021 года о судьбах людей на войне

Политика >> 29.06.2021

Есть масштабные фильмы о Великой Отечественной Войне, который вызывают трепет перед величием подвига и поражают панорамами сражений. Но есть и такие, которые рассказывают о человеке на войне, делая это поразительно легко и в то же время проникновенно.

Одним из таких фильмов, безусловно, является короткометражка "Циркач", в которой бойца советской армии сыграл мим Андрей Кислицын. История начинается с того, что советские разведчики потешаются, глядя на немецкого генерала, раздающего оплеухи собственным солдатам. Вот только веселье заканчивается, когда становится понятно, зачем он это делает. Фашист ищет подонка, готового повесить двух маленьких девочек, у которых на груди висят таблички "Партизаны". Советские солдаты оказываются в тупике: с одной стороны, нельзя дать немцам расправиться с детьми. С другой - отряд совсем маленький, а фрицев больше двадцати.

Тогда один из них, выпускник циркового училища, раздевается, выбегает из укрытия и устраивает немцам импровизированное представление с фокусами и трюками: он прыгает в колодец, забирается на крышу, вытаскивает у себя изо рта Железный крест, который незаметно снял с немецкого командира. Всем весело, но все-таки фашисты настороже...

"Чээрин" и "Циркач": фильмы 2021 года о судьбах людей на войне

Всего за десять минут "Циркач" рассказывает не какой-то короткий эпизод, а целую историю. Фильм "Рядовой Чээрин" имеет более привычный формат, но не менее захватывающий сюжет. Снятый по повести Тимофея Сметанина "Егор Чээрин", он показывает, что война не обошла стороной ни один из народов Советского Союза. Будучи потомственным охотником, якут Егор Чээрин очень метко стреляет - настолько, что в первый же день в расположении, когда молодое пополнение даже не успело побывать в бою, снимает из снайперской винтовки вражеский самолет. И молодому бойцу дают важное задание: вступить в противостояние с немецким снайпером Шульцем, который наносит огромный урон.

Чээрин, выполняя задание, снимает несколькими меткими выстрелами целый артиллерийский расчет, вот только шанса сделать то же самое с Шульцем ему не представляется: командование неожиданно отсылает немецкого снайпера. Зато остается его ученик, с которым якут справляется без проблем, успевая к тому же взять языка. Обе эти истории очень драматичны и выразительны, держат зрителя в напряжении и немного смещают фокус его внимания с масштабных противостояний до судеб и историй отдельных людей, приближающих победу.