«Дети чеченской войны»: как эхо тех событий продолжает калечить жизни обычных людей

Общество >> 21.03.2022

Чеченская война – один из самых тяжелых периодов российской истории. Более 300 тысяч человек погибли в ее ходе, включая и военнослужащих, и мирных жителей. Сотни тысяч пострадали. Но и через несколько десятков лет ее страшное эхо доносится до нас и калечит тех, кто просто хочет жить обычной жизнью.

***

В 2004 году Алханову Магомеду Хасановичу 1982 года рождения было обвинение по трем ужасающих но уже не удивляющих никого статьях: участие в банде, подготовка к теракту и незаконный оборот оружия . На тот момент мужчина уже был женат, имел детей и в принципе мирно проживал со своей семьей, честно зарабатывая деньги. Но война всё еще продолжалась и вести экспертизы должным образом попросту не было ни времени, ни возможности. Ни виновность, ни причастность Магомеда Хасановича попросту не были доказаны, но факт остается фактом: он был осужден и получил 10 лет реального срока и далее 3 года надзора.

***

По выходу из тюремного заключения мужчине пришлось заново строить свою жизнь: его брак распался, нужно было искать работу, налаживать отношения с окружающим миром. Но несмотря на все сложности, Магомеду Хасановичу удалось встать на ноги и построить семью с новой супругой в Санкт-Петербурге. На протяжении долгого времени мужчина свободно передвигался по России на машине, ездил поездами, летал самолетами. Работал, был женат, и хотя со второй женой позже уже расстался – занимался воспитанием маленького сына. Коротко говоря, вёл спокойную и размеренную жизнь. Чуть позже на родине женился снова, и 1 июня 2021 Магомед с новой семьей вернулся в Санкт-Петербург.

***

Однако, спустя две недели, 16 июня в 10 часов утра, в квартиру Магомеда постучались представители закона. Пара даже не могла подумать о чем-то плохом: на улице произошла драка, и правоохранители попросили новых жильцов дать показания. Магомед сказал жене, что хочет пояснить – к нему этот инцидент не имеет никакого отношения. Мужчина вышел из дома, захватив с собой ключи от квартиры и паспорт. В этот момент женщина еще не знала, что ее жизнь теперь изменится до неузнавания.

Со слов нынешней супруги:

«В 16:00 я узнала от адвоката, присутствовавшего на допросе о том, что мой муж задержан, и место, где проходил допрос. В 17:30 я была в следственном комитете г. Санкт Петербург. В то время, когда я слезно выпрашивала хоть какую-то информацию о супруге, и получила отказ под предлогом «Мы не можем разглашать информацию, через сутки он вам позвонит», вся информация уже с обвинением в 17:36 была выпущена в СМИ. Статью мне скинули спустя несколько часов».

В статье Алханова Магомеда Хасановича назвали террористом и причислили к членам банды Басаева.

В ту же ночь мужчина был этапирован в г. Ессентуки на дальнейшее расследование. В августе он был направлен на судмедэкспертизу в г. Владикавказ, где при обследовании никаких телесных повреждений, указывающих на пулевые или иные ранения, говорящих о его участии в боевых столкновениях, выявлено не было. Ведь такие ранения остаются на всю жизнь, а судя по событиям и сражениям тех лет, люди оттуда уходят инвалидами. Далее в сентябре он был направлен на более детальную психологическую экспертизу в г. Астрахань в областную психиатрическую клинику.

***

26 октября Магомед Хасанович совершил побег из клиники. Разумеется, может возникнуть вопрос: «Зачем бежать, если ты уверен в своей невиновности?» Ответ прост. Очень много невиновных, которые имели реальные доказательства о непричастности к этому бою, были осуждены посредством показаний «засекреченных свидетелей», которые не проходят ни очную ставку, не присутствуют на суде, и данные их также засекречены. Все понимали, к чему идет дело и, разумеется, Магомеду было тяжело оставлять беременную жену с детьми. Больше всего он боялся, что его (тогда еще неродившийся) ребенок никогда не увидит отца.

За мужчиной, буквально, шла охота, на кону стояло вознаграждение в 100 тысяч рублей. Его супруга пребывала в потрясении, что её мужа преследуют люди в обмундировании, оцепляют весь город, а в новостях мелькают заголовки о том, что Магомед опасно вооружён и готов на любые агрессивные действия. Она просто не могла поверить в подобное.

В конечном результате, мужчина был пойман через неделю, в Астрахани.

По словам адвоката, Магомед получил весомые телесные повреждения, но медицинская помощь так и не была оказана.

***

Весь последующий месяц, с момента задержания с побега, наладить связь с ним не удавалось. Несколько раз с ним пытались выйти на связь, но даже адвокату было запрещено общаться с мужчиной. А все просьбы и заявления со стороны самого заключенного откланялись, либо вовсе не были приняты во внимание.

***

В настоящее время, по информации супруги, Магомед доставлен в Пятигорск, где не имеет возможности с ней связаться. С ее слов: «Сейчас мы общаемся только редкими письмами. Последний раз, когда мне удалось его увидеть и услышать за все 10 месяцев, был 25 января. Это был суд по продлению стражи. И на данный момент мы даже не знаем, за что хотят его осудить в дальнейшем. Сейчас ему так же хотят приписать статью за взятку, якобы обещал большие деньги за помощь в побеге.»

***

«Мы понимаем, что адвокаты – не волшебники. И по их прогнозам Магомеду сейчас грозит от 14 лет лишения свободы, учитывая то, что за побег ему дадут 4 года. Особенно учитывая, что это второй срок. Ведь трудно поверить человеку, который уже был ранее осужден. Я не знаю, как скоро смогу увидеть его. Нашему сыну исполнилось 2 месяца. Он не видел ни беременности, ни ребенка».

Женщина прекрасно понимает, что ситуация очень сложная, и тем не менее верит в лучшее. Хотя ни адвокат, ни семья Магомеда не знают, что ожидать и как действовать дальше, учитывая тот факт, что даже спустя 10 месяцев после задержания они так и не получили информацию – за что был задержан Магомед. Но похоже, не только они верят в то, что их муж и сын не виновен в тех страшных преступлениях, в которых его обвиняют. Ведь Магомед не единственный, кто столкнулся с аналогичной несправедливостью.

«Я не опускаю руки. Работаю удаленно, воспитываю сына. И главное – стараюсь, как могу, объяснить людям, что мой муж такая же жертва той войны, как и сотни тысяч других. Он ребенок войны, который виноват только в том, что оказался в плохое время в неправильном месте», - говорит молодая женщина.

***

Точно можно сказать лишь одно – Чеченская война по сей день оставляет отпечатки на жизнях многих семей, людей. Возможно, данная ситуация лишь одна из немногих, что на удалось услышать сквозь волны неясных заявлений, громких публикаций и комментариев в сети. Люди зачастую агрессивно реагируют на подобных людей. Однобокие и короткие посты в сетях о задержании или предупреждении вызывают волну агрессии под ними. Но разобравшись в данной ситуации, можно понять и помочь тем, кто пострадал и продолжает страдать под гнетом информационного шума.