Ржавые паразиты города. Городские власти обратят внимание на гаражи

Общество >> 07.12.2021

После нашумевшего убийства автослесаря преступником-каннибалом, произошедшего в одном из гаражных кооперативов северной столицы, власти города на Нева оказались просто вынуждены обратить внимание на этот, казалось бы, неотъемлемый элемент городской застройки. Что же такое эти гаражные кооперативы – пристанище наркоманов и убийц, сдерживающее развитие Петербурга? Или все-таки “священная частная собственность”?

Петербург, Московский проспект – образцовый район, один из самых привлекательных в городе. Фактически – парадное лицо победившего коммунизма, таким он, по крайней мере, затевался. Шикарные архитектурные ансамбли, комфортные планировки, зеленые дворы и… стройные ряды ржавых гаражей, шрамами прорезающие общественные пространства.

Еще хуже дела обстоят в спальных районах. Вдоль железных дорог и автострад выстраиваются целые гаражные островки, по сути – абсолютно бесполезные (есть масса более удобных и компактных способов хранить автомобили), но почитаемые своими хозяевами как святыня. Ведь в советское время участие в гаражных кооперативах было своего рода школой хозяйственности и гражданской самоорганизации.

Архипелаг “гараж”

Проблема организованной стоянки для автомобилей в полный рост встала только в середине 1950-х годов: сказалась начинавшаяся массовая автомобилизация страны. Те времена давно прошли, сегодня в новостройках предусматриваются подземные парковки или многоэтажные паркинги. Но гаражная культура живет, и “гаражные магнаты” цепляются за нее цепляются изо всех сил.

Живописную зарисовку этой культуры когда-то сделал бывший зампредседателя правительства Альфред Кох. “Все свободное от работы (и прежде всего - выходные) время владельцы этих гаражей проводят здесь. Они приводят суда своих сыновей, внуков, затьёв, младших братанов и т.д. Женщины могут сюда попасть только по одной причине: под покровом ночи, тайно их привозят сюда "для любви" на старом диване. Женам здесь делать нечего, они это прекрасно понимают и не особо стремятся попасть в это мужское гетто, насквозь пропитанное атмосферой соленого мужского слова и наигранного цинизма. Это те народные университеты, которые проходит 90% русских мальчишек перед армией. Это та атмосфера, в которой он живет практически всю оставшуюся жизнь, за исключением вечернего ужина и "палки", которую он бросает жене перед тем, как захрапеть. Но самое главное в этом Архипелаге "Гараж" не ремонт автомобиля и хранение припасов. Самое главное - это разговоры. Происходит это так: кто-то, покопавшись для вида под капотом своего сокровища, созывает соседей: "Я сала от бабки из деревни привез", или: "А вот первач с корицей! Я для эксперимента добавил. Заходи пробу снять", или: "Тут мне проставились на работе (я пиломатериал отпустил без накладной). Х** его знает, название какое-то мудреное: "Схивас Рыгал". Давай попробуем эту рыгаловку ихнюю" и т.д. Тут же сковородка на плитку, жарится (на бабкином сале) картошка с луком, кто-то приносит соленые огурцы, кто круг вареной колбасы, собирается мужиков пять-семь, ребятишки мостятся вокруг отцов и старших братьев, и понеслась душа в рай”. 

Социолог Симон Кордонский говорит о промысловой, гаражной экономике, которая находится ниже радаров. Что производит эта экономика? Почти романтический образ гаража из эссе Альфреда Коха предполагает варку самогона и сопутствующий бытовой алкоголизм. Но из криминальной хроники мы узнаем о совсем другой гаражной культуре.

Расчлененка и наркотики

“Стою за гаражами в аляске, прижали к стене, но греет на кармане полоска острой стали”, - говорится в тексте группы Кровосток. И это понятный всем текст, ведь именно на пустырях за гаражами совершаются преступления.

Гаражи рифмуются не только с ограблениями и изнасилованиями, но и с убийствами и даже с каннибализмом. Просто цитата из новостных сводок: “Убийство произошло в гаражном кооперативе на севере Петербурга. Там уроженец Луганска Ян Щепановский что-то не поделил с нетрезвой компанией мастеров, которым привез свою машину на ремонт. 50-летний Казинян избил его, после чего Щепановский решил отомстить обидчику и позвал на помощь друга. Вместе с 23-летним Егором Комаровым он и убил Казиняна.  Страшно представить, что было бы дальше с телом Кизиняна, не попади они в ДТП. Ведь на допросе Комаров признался в каннибализме и в том, что это было не первое для него убийство”, - сообщает нам телеканал НТВ в новости от 27 ноября 2021 года. (https://www.ntv.ru/novosti/2638421/)

 Ну и особенно они популярны у наркоманов. Проверить может любой житель Петербурга, проведя простой эксперимент. Если в яндекс.новостях ввести волшебное сочетание “гаражи” и “наркотики” – выяснится, что каждый день правоохранители обнаруживают в гаражах по всей стране лаборатории по производству синтетики и склады с дурью. Наркотические вещества изымаются килограммами, лаборатории работают в несколько смен. И все это происходит каждый день!

Не собственность и была

Не удивительно, что гаражи так рьяно отстаивают их склонные к криминалу владельцы. Где же еще, как не в гараже, совершить первую понюшку, потрахушку или попробовать соседа на вкус?

Впрочем, есть и более банальная причина, почему гаражные кооперативы рьяно сражаются за место под солнцем – это жадность. Как правило, владельцы гаражных кооперативов не имеют никакого право на землю. Участки предоставляются им в аренду городом, договоры могут продляться, а могут и нет. Тем не менее, многие люди свято убеждены, что им что-то принадлежит и что государство им за это страшно обязано.

Действительно, по закону, владельцам гаражей полагается компенсация: обычно сумма составляет порядка 300 тысяч рублей. Работу эту курирует комитет по строительству, и подробную информацию по необходимым документам можно найти на сайте администрации. Однако владельцы гаражей нередко руководствуются совсем другой – бандитской – логикой. Раз кому-то что-то очень надо построить на “их” территории, значит можно требовать максимальных денег, скандалить и шантажировать власти протестами.

Павел Зайцев