Ржавые паразиты города. Городские власти обратят внимание на гаражи
После нашумевшего убийства автослесаря преступником-каннибалом, произошедшего в одном из гаражных кооперативов северной столицы, власти города на Нева оказались просто вынуждены обратить внимание на этот, казалось бы, неотъемлемый элемент городской застройки. Что же такое эти гаражные кооперативы – пристанище наркоманов и убийц, сдерживающее развитие Петербурга? Или все-таки “священная частная собственность”?
Петербург, Московский проспект – образцовый район, один из самых привлекательных в городе. Фактически – парадное лицо победившего коммунизма, таким он, по крайней мере, затевался. Шикарные архитектурные ансамбли, комфортные планировки, зеленые дворы и… стройные ряды ржавых гаражей, шрамами прорезающие общественные пространства.
Еще хуже дела обстоят в спальных районах. Вдоль железных дорог и автострад выстраиваются целые гаражные островки, по сути – абсолютно бесполезные (есть масса более удобных и компактных способов хранить автомобили), но почитаемые своими хозяевами как святыня. Ведь в советское время участие в гаражных кооперативах было своего рода школой хозяйственности и гражданской самоорганизации.
Архипелаг “гараж”
Проблема организованной стоянки для автомобилей в полный рост встала только в середине 1950-х годов: сказалась начинавшаяся массовая автомобилизация страны. Те времена давно прошли, сегодня в новостройках предусматриваются подземные парковки или многоэтажные паркинги. Но гаражная культура живет, и “гаражные магнаты” цепляются за нее цепляются изо всех сил.
Социолог Симон Кордонский говорит о промысловой, гаражной экономике, которая находится ниже радаров. Что производит эта экономика? Почти романтический образ гаража из эссе Альфреда Коха предполагает варку самогона и сопутствующий бытовой алкоголизм. Но из криминальной хроники мы узнаем о совсем другой гаражной культуре.
Расчлененка и наркотики
“Стою за гаражами в аляске, прижали к стене, но греет на кармане полоска острой стали”, - говорится в тексте группы Кровосток. И это понятный всем текст, ведь именно на пустырях за гаражами совершаются преступления.
Гаражи рифмуются не только с ограблениями и изнасилованиями, но и с убийствами и даже с каннибализмом. Просто цитата из новостных сводок: “Убийство произошло в гаражном кооперативе на севере Петербурга. Там уроженец Луганска Ян Щепановский что-то не поделил с нетрезвой компанией мастеров, которым привез свою машину на ремонт. 50-летний Казинян избил его, после чего Щепановский решил отомстить обидчику и позвал на помощь друга. Вместе с 23-летним Егором Комаровым он и убил Казиняна. Страшно представить, что было бы дальше с телом Кизиняна, не попади они в ДТП. Ведь на допросе Комаров признался в каннибализме и в том, что это было не первое для него убийство”, - сообщает нам телеканал НТВ в новости от 27 ноября 2021 года. (https://www.ntv.ru/novosti/2638421/)
Ну и особенно они популярны у наркоманов. Проверить может любой житель Петербурга, проведя простой эксперимент. Если в яндекс.новостях ввести волшебное сочетание “гаражи” и “наркотики” – выяснится, что каждый день правоохранители обнаруживают в гаражах по всей стране лаборатории по производству синтетики и склады с дурью. Наркотические вещества изымаются килограммами, лаборатории работают в несколько смен. И все это происходит каждый день!
Не собственность и была
Не удивительно, что гаражи так рьяно отстаивают их склонные к криминалу владельцы. Где же еще, как не в гараже, совершить первую понюшку, потрахушку или попробовать соседа на вкус?
Впрочем, есть и более банальная причина, почему гаражные кооперативы рьяно сражаются за место под солнцем – это жадность. Как правило, владельцы гаражных кооперативов не имеют никакого право на землю. Участки предоставляются им в аренду городом, договоры могут продляться, а могут и нет. Тем не менее, многие люди свято убеждены, что им что-то принадлежит и что государство им за это страшно обязано.
Действительно, по закону, владельцам гаражей полагается компенсация: обычно сумма составляет порядка 300 тысяч рублей. Работу эту курирует комитет по строительству, и подробную информацию по необходимым документам можно найти на сайте администрации. Однако владельцы гаражей нередко руководствуются совсем другой – бандитской – логикой. Раз кому-то что-то очень надо построить на “их” территории, значит можно требовать максимальных денег, скандалить и шантажировать власти протестами.
Павел Зайцев