Нарушение права граждан на свободное передвижение на примере Москвы и Московской области
Режим повышенной готовности и ограничение конституционных прав граждан на свободное передвижение в г. Москва и Московской области.
В связи с принимаемыми органами власти г. Москвы и Московской области нормативными актами, направленными на противодействие распространению коронавируса, активно обсуждается вопрос о законности отдельных мер, направленных на ограничение конституционных прав граждан, в частности права граждан на передвижение.
Указом мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» в редакции Указа мэра Москвы от 2.04.2020 г. №36 –УМ и Постановлением Губернатора Московской области от 04.04.2020 № 174-ПГ «О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» введены пункты соответственно10.3 и пп. 3 п. 8, согласно которым граждане обязаны не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и иной прямой угрозы жизни и здоровью (в том числе посещение ближайшей станции переливания крови с целью переливания крови), случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории указанных субъектов РФ, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров (включая продуктовые гипермаркеты), работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением, в том числе с использованием личного транспортного средства, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Ограничения, установленные настоящим подпунктом, не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
В соответствии со п. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Налицо очевидное нарушение требований Конституции РФ и существенное ущемление конституционных прав граждан.
Как следует из вышеуказанных нормативных актов, при введении ограничений главы регионов руководствовались положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:
В соответствии со ст. 11 данного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пп.а, п1);
м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта. Причем указанный подпункт был введен Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ и вступил в силу с этого же дня. О необходимости и смысле в дополнении закона данным пунктом речь пойдет ниже.
Как можно заметить из данных положений закона следует, что действия органов государственной власти субъектов РФ и принимаемые ими меры должны соответствовать требованиям закона. Осознавая это безусловное требование, федеральные законотворцы попытались в рамках действующего законодательства «узаконить» принятие руководителями регионов нормативных актов, затрагивающих права граждан, чем и обусловлено ускоренное дополнение статьи 11Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» п. у).
После вступления в силу указанного пункта федерального закона, региональные органы юридически закрепили обязанность граждан соблюдать изданные руководителями регионов акты, введя за их нарушения административную ответственность.
Уже 2 апреля 2020 года публикуется и вступает в силу Закон г. Москвы «О внесении изменений в статьи 2 и 8 Закона города Москвы от 10 декабря 2003 года № 77 «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве» и Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» которым Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях дополняется ст. 3.18.1, часть 2 которой предусматривает ответственность граждан за невыполнение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей, за повторное совершение данного административного правонарушения, предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей (ч. 3, ст.3.18.1)., и наконец, ч. 4 статьи предусмотрена ответственность для лиц совершивших указанное административного правонарушения, с использованием транспортного средства в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
В Московской области законодатели решили не отставать от своих московских коллег и 4 апреля 2020 г. приняли Закон Московской области № 53-2020/ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» и о приостановлении действия статей 15.2 и 15.3 Закона Московской области «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» дословно повторяющий положения закона г. Москвы и вводящий в кодекс ст. 3.6, предусматривающий аналогичную ответственность за нарушение нормативно правовых актов Московской области, в том числе за нарушение режима самоизоляции.
Таким образом, на территории г. Москвы и Московской области мы получили квази законную нормативную базу, вводящую для граждан не предусмотренный законом режим самоизоляции, с принятием которой, граждане указанных регионов фактически лишены конституционного права, предусмотренного ч.1 ст. 27 Конституции РФ и находятся в условиях, близких по своему содержанию к домашнему аресту и потенциально возможного административного наказания со стороны заботливых сотрудников правоохранительных органов, от усмотрения которых может зависеть в тот ли магазин пошел или поехал гражданин.
С учетом существующей в правоохранительных органах палочной системы следует ожидать значительное количество производств по данной категории дел.
В тоже время следует иметь ввиду, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях суды действуют на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
По общему правилу, если при рассмотрении дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного, считаем, что в случае привлечения граждан к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции имеются значительные шансы для положительного разрешения указанной категории дел в пользу гражданина.
Адвокат Симонов Д.А
Коллегия адвокатов
г. Москвы
«Шериев и партнеры»